Статья 334 ТК посвящена нюансам предоставления педагогам основного ежегодного оплачиваемого отпуска. В ней упомянуто, что он носит удлинённый характер. Подобный отпуск гарантирован педагогам ФЗ «Об образовании».
Содержание ст. 334 ТК
Данная статья имеет небольшой объём: в ней только один абзац, который частично имеет ссылочный характер. В нём указано, что педагогам предоставляется ежегодный основной удлинённый оплачиваемый отпуск, длительность которого устанавливается Правительством.
Рассмотренная статья устанавливает дополнительную льготу для педагогов, гарантируя им увеличенную длительность отдыха по сравнению с обычными категориями сотрудников. Конкретные параметры увеличения срока этого отпуска содержатся в специальном документе, утверждённом на правительственном уровне.
Основные вопросы по применению ст. 334 ТК
Какой именно правительственный документ определяет дополнительные сроки отпуска, упомянутого в данной статье?
В общем плане предусмотренный комментируемой статьёй отпуск закреплён среди других льгот педагогам в ст. 47 ФЗ «Об образовании» № 273 от 29.12.12.
Конкретно статья имеет в виду Постановление Правительства № 466 от 14.05.15, специально посвящённое порядку предоставления удлинённых отпусков для педагогов. В приложении к этому документу содержатся конкретные их параметры, зависящие от:
- типов образовательных учреждений;
- номенклатуры позиций педагогов.
Всего постановление предусматривает пять групп учебных организаций, занимающихся услугами по предоставлению дошкольного, общего и иных разновидностей образования.
В каждой из этих групп выделяются разные уровни педагогов с дифференцированными сроками дополнительных отпусков.
Например, в категории учреждений дошкольного образования выделены шесть групп педагогов, для части из которых положен дополнительный отпуск в 42 дня, а для части – 56 дней. Меньшие и большие сроки в этом документе не предусмотрены.
Надо отметить, что конкретные номенклатурные позиции, на которые ссылается это приложение, содержатся в Постановлении Правительства № 678 от 08.08.13. Оно выделяет две базовые категории сотрудников учебных организаций:
- топ-менеджеры;
- непосредственно педагоги.
В каждой из этих категорий выделены две подкатегории:
- для топ-менеджеров – непосредственно руководители, а также их заместители и главы различных подразделений;
- для педагогов – сотрудники уровня профессорско-преподавательского состава и иные работники учебной отрасли.
Каждая из этих подкатегорий включает конкретные должности. Так, к непосредственно руководителям относят ректоров, директоров и другие наименования глав учебных учреждений разного уровня и профиля.
Также следует подчеркнуть, что на оба упомянутых Постановления № 678 и № 466 не распространяется требование об отмене с начала 2021 года, предусмотренное ст. 15 ФЗ № 247 от 31.07.20 для устаревших нормативных актов по принципу регуляторной гильотины.
Какие основания для отпуска, предусмотренного комментируемой статьёй?
Основная причина – повышенная нагрузка на педагога, обусловленная не только преподаванием, но и выполнением иных функций, прописанных ст. 47 ФЗ № 273 от 29.12.12. В нём упомянуты следующие обязанности педагогов, включаемые в их рабочее время:
- практическая подготовка воспитанников;
- исследовательская работа;
- творческие занятия с учащимися и т.д.
Нужно отметить и дополнительную нагрузку отдельных педагогов, обусловленную спецификой их предметов, типом образовательных учреждений и другими факторами.