Статья 364 ТК посвящена нюансам ответственности госинспекторов труда. Она имеет минимальный объём и отсылочный характер.
Структура ст. 364 ТК
В единственном абзаце данной статьи говорится, что за противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами.
Рассмотренная статья, несмотря на свой минимальный объём, содержит важное положение об ответственности госинспекторов труда. Она предусматривает наказание для них как за некорректные действия, так и за бездействие.
Основные вопросы по использованию ст. 364 ТК
О какой именно ответственности для госинспекторов труда упоминает данная статья?
Об ответственности специалистов госструктур, занятых контрольно-надзорными мероприятиями, упоминается в ст. 19 ФЗ № 294 от 26.12.08, посвящённого защите лиц, являющихся объектом этих проверок. Её разновидности многообразны. Действующее законодательство предусматривает административную, материальную, дисциплинарную и, в крайних ситуациях, уголовную ответственность для провинившихся сотрудников.
В каких источниках более подробно разобраны нюансы привлечения к ответственности по ст. 364 ТК?
Нюансам дисциплинарной ответственности посвящены статьи 192-194 ТК. В них рассмотрены следующие моменты:
- разновидности дисциплинарных наказаний (взыскание, выговор, увольнение; упомянуты и другие способы наказаний);
- ограничения по их использованию;
- алгоритм применения дисциплинарных наказаний;
- порядок их снятия.
Специфика дисциплинарных наказаний для госслужащих разобрана в статьях 57-58 ФЗ № 79 от 27.07.04.
Принципы материальной ответственности работников изложены в гл. 39 ТК. В статьях 238-241, 246-248, 250 ТК изложены следующие аспекты взыскания с сотрудника материальной компенсации за ущерб, который его непрофессиональные действия нанесли нанимателю:
- базовые принципы взыскания средств;
- максимальные пределы взыскиваемой компенсации;
- определение размеров причинённого вреда;
- возможности для сотрудника снизить размер выплачиваемых им средств.
Материальная ответственность особо актуальна для госинспекторов, поскольку профильное законодательство даёт возможность пострадавшей от непрофессиональных действий стороне предъявить иск о возмещении вреда их работодателю. Данная опция предусмотрена статьями 16 и 1069 ГК. В свою очередь, это означает, что данный работодатель может попытаться взыскать какую-то часть этих средств с госинспектора по труду, по вине которого и возникла такая ситуация. Подобная возможность описана в ст. 1081 Ч.2 ГК
Принципы административной ответственности при нарушении проверяющими лицами положений актуального законодательства разобраны в ст. 19.6.1 КоАП. Она предусматривает для таких сотрудников предупреждения и штрафы. В ситуации рецидива суммы штрафов увеличиваются, а также появляется возможность для дисквалификации провинившегося сотрудника на срок до года. Отдельно предусмотрено наказание за нарушения, связанные с некорректным внесением информации в соответствующий реестр. Это нарушение влечёт штраф до 3 000 руб.
Вопросы уголовной ответственности различных групп госслужащих разобраны в гл. 30 УК. Так, в ст. 285 разобраны нюансы уголовных наказаний за злоупотребление должностными лицами своими служебными возможностями. Она предусматривает за подобное нарушение штрафы, принудительные работы, арест. Наказание ужесточается, если нарушение привело к тяжёлым последствиям. В подобной ситуации виновного ждёт заключение или временный запрет на занятие профессиональной деятельностью (занятие определённой должности). Ст. 286 предусматривает примерно такие же наказания для госслужащего в ситуации превышения им своих должностных полномочий. Отягчающим обстоятельством здесь считаются угроза насилия и другие подобные действия нарушителя. Также госинспекторы труда могут привлекаться к ответственности по статьям 289, 290, 292, 293 УК.
Каким конкретно будет наказание для госинспектора по ст. 364, зависит от наступивших последствий, смягчающих обстоятельств и других подобных моментов.