Возможность арендовать рабочее место в специально оборудованном офисном центре – отличная замена дорогостоящей аренде отдельного офиса. Услугами коворкинг-центров часто пользуются ИП, самозанятые, руководители только что открывшихся фирм.
Зачем это нужно?
Понятие коворкинга не привязано к какому-то конкретному проекту или фирме. Это нейтральная территория с набором необходимых функций и услуг, где люди работают индивидуально либо в группах, объединенные одним и тем же проектом. История такого вида организации бизнес-пространства насчитывает немногим более 15 лет, начало было положено в США. Коворкинги располагаются в основном в крупных городах (например, в Москве), но их популярность и число стабильно растет.
Причин здесь много, это комплекс утилитарных и психологических факторов:
- Многовариантность использования коворкинг-центров с учетом конкретных целей. Возможность значительно сэкономить на аренде.
- Мотивация к работе, взаимопомощь и возможность общаться с людьми, мыслящими схожими категориями. Новые перспективы как результат такого активного общения.
- Работа вне дома, когда домашние дела и проблемы не отвлекают от целей бизнеса.
Сегодня говорить, что услугами коворкинг-центров пользуются лишь бизнесмены, имеющие ограниченный бюджет, как и считать коворкинги непрестижными, ошибочно. С другой стороны, переговоры о подписании крупной сделки или долгосрочном сотрудничестве с солидными партнерами назначать в коворкинге настоятельно не рекомендуется.
Разберемся, в каких случаях уместно использовать возможности коворкинг-центров и кто обычно это делает:
- Фрилансеры. Эта категория посетителей пользуется обычно всеми услугами, предлагаемыми центром: от аренды офисного места со всей необходимой оргтехникой, до покупки готовых обедов и даже разминки в тренажерном зале. Они проводят в коворкинге много времени, иногда целый день и полную рабочую неделю.
- Командированные сотрудники. Используют, чтобы подготавливать и отправлять рабочие отчеты, особенно если командировка длительная либо информацию нужно передавать оперативно. Также пользуются широким перечнем услуг центра, но обычно работают не каждый день.
- Фирмы. Многие пользуются коворкингами для проведения мероприятий с участием значительного числа деловых партнеров, тематических конференций и др. Арендуют залы, технические средства для проведения собрания на определенное время.
- Руководители недавно открытых фирм. Могут арендовать пространство группой сотрудников фирмы в полном составе либо только руководство. Используют возможности центра, как правило, максимально: выходит дешевле, чем стандартная аренда офиса. В фирме, только что начавшей работу, может меняться многое, от кадрового состава и его численности до характера деятельности. Гибкая система услуг и оплаты в коворкинге позволяет регулировать арендные платежи в соответствии с ними, избегать ненужных расходов.
На что можно рассчитывать?
Перечень услуг коворкинга может быть широким, но нужно учитывать: создатель центра решает самостоятельно, какие услуги он может предоставлять. Например, создатель первого коворкинг-центра Брэд Ньюберг предусмотрел даже занятия медитацией в перерывах между работой.
Коворкинг-центры могут отличаться друг от друга также направлением деятельности. «Классический» вариант коворкинга – это:
- рабочее место со скоростным интернетом;
- оргтехника (ксерокс, факс, принтер);
- набор канцелярских принадлежностей;
- помещения для переговоров;
- парковка.
Дополнительно могут предоставляться:
- ячейки для хранения вещей;
- спортзал и душевая;
- питание и пр.
Многие коворкинги открыты круглосуточно. Как правило, другой человек вместо арендатора пользоваться услугами центра не может, но ограниченно разрешен гостевой доступ по приглашению арендатора места.
Рабочие места могут быть «плавающими» и закрепленными. Здесь играет роль, закреплено за конкретным человеком рабочее место или он занимает любое свободное на данный момент.
Смарт-офис – это вариант коворкинга в ограниченном пространстве от 10 метров, рассчитанный на группу не более 10 человек или даже на одного человека. По сути, это возможность аренды индивидуального кабинета на любое необходимое время.
Коворкинги – неоднородное явление. Есть несколько типов таких центров:
- Офисный тип. Наиболее привычные, востребованные и распространенные. Основной акцент на офисной мебели, компьютерах, оргтехнике. Некоторые центры предоставляют услуги секретаря.
- Производственный тип. Похож на офисный, но выделено какое-то одно направление – производство определенного товара (группы товаров). Центр обслуживает работников таких производств, обычно это разработчики продукта.
- Ремесленные и творческие центры. Объединяют людей, занятых:
- рукоделием и шитьем;
- художественным творчеством;
- гончарными работами;
- слесарными работами;
- металлообработкой.
Центры оснащаются соответствующим оборудованием, мебелью, приспособлениями, складскими помещениями для готовых изделий.
Бывают и центры для детей. Обычно это зоны детского творчества и развития, отдыха и развлечений с широким набором функций.
Встречаются и варианты, совмещающие в себе работу и развлечения, причем развлечения занимают значительную долю предоставляемых услуг. Пример – так называемые антикафе. Кроме решения рабочих вопросов (по типу коворкинга) здесь можно поиграть в настольные игры, видеоигры, стать участником бизнес-тренинга.
Почему коворкинг подходит не всем?
Положительных моментов в использовании коворкинг-центров много. Главный из них – дешевизна аренды по сравнению с обычной арендой офиса, возможность выбирать оптимальный срок аренды с соответствующей оплатой.
Однако не все хотят и могут работать в коворкинге. Основная проблема подавляющего большинства из них – присутствие здесь же других людей, не относящихся к проекту.
Кроме того:
- нужно внимательно смотреть, какие услуги включены в аренду, за что назначают штраф;
- центр может располагаться далеко от дома, не иметь парковки для личного авто;
- условия работы могут оказаться далекими от идеальных: теснота, устаревшее оборудование и оргтехника;
- закрепленное рабочее место получить удается не всегда;
- без камер хранения есть риск потери личных вещей.
Обычно коворкинг — временный вариант, помогающий развернуть бизнес и вывести его на более высокий уровень развития.
Внимание! Если договор с коворкинг-центром расторгнут раньше срока арендатором, вернуть деньги не удастся. Это одно из основных условий договора.