Федеральная налоговая служба России продолжает совершенствование взаимодействия с налогоплательщиками, предоставляя новые инструменты для обращения и разрешения вопросов. Одним из ключевых шагов в этом направлении стали временные рекомендации, уточняющие порядок подачи электронных жалоб в налоговые органы. Данные изменения призваны обеспечить более эффективный и прозрачный процесс рассмотрения апелляций.
Законодательный контекст
Новые рекомендации основаны на приказе ФНС от 20.12.2019 N ММВ-7-9/645@, который выступает в качестве правовой основы для внедрения современных электронных форм обращений и уведомлений. Эти изменения касаются актов налоговых органов ненормативного характера и действий (бездействия) их должностных лиц, подлежащих обжалованию в соответствии с главой 19 Налогового кодекса РФ.
Временные рекомендации детализируют, что электронная жалоба может быть направлена по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) в налоговый орган, чьи акты или действия (бездействие) подлежат обжалованию. Также возможна подача жалобы в вышестоящий налоговый орган.
Важно отметить, что налоговый орган, принявший жалобу, обязан либо самостоятельно рассмотреть ее, либо передать на рассмотрение вышестоящему органу.
Действие рекомендаций
В соответствии с письмом ФНС, рекомендации начнут свое действие с установки новой версии единого клиентского приложения АИС «Налог-3» на контуре промышленной эксплуатации, что запланировано на декабрь 2023 года. Эти изменения будут применяться до момента издания приказа ФНС о внесении изменений в Приказ N ММВ-7-9/645@.
Отметим! В настоящее время жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через тот, на территории которого были приняты обжалуемые акты или осуществлены действия/бездействие должностных лиц. С 01.01.2025 года предусмотрена возможность рассмотрения жалоб в упрощенном порядке – самим налоговым органом, если это указано в жалобе.
Согласно новой статье 140.1 Налогового кодекса РФ, которая будет введена с начала 2025 года, предоставляется возможность рассмотрения жалоб в упрощенном порядке. Налоговой орган, на территории которого были приняты оспариваемые акты или осуществлены действия/бездействие должностных лиц, сможет рассмотреть жалобу самостоятельно, если это указано в самой жалобе.
Заключение
Новые этапы в системе электронных жалоб отражают стремление ФНС России сделать процесс более гибким и удобным для налогоплательщиков. Внедрение упрощенного порядка рассмотрения жалоб позволит более эффективно и оперативно решать вопросы налогового характера.