Профессиональный стандарт курьера требуется при обновлении кадровой документации и проведении переаттестации сотрудников. Также у документа есть и другие возможности: отсев неподходящих кандидатов, оценка навыков сотрудников, определение необходимости в получении ими дополнительного образования и пр.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
ФАЙЛЫ
Скачать образец профстандарта курьера .doc
Нормативно-правовая основа системы профстандартов
Сфера профстандартов в современном законодательстве регулируется положениями следующих актов:
- Постановлением Правительства №23 от 22 января 2013 года, где даётся официальный правовой порядок их разработки и ввода в действие.
- Утверждённым в 2015 году Федеральным законом ФЗ-122, который внёс положения, связанные с должностными стандартами, в систему действующего законодательства. Так, в ТК были введены статьи 195.2 и 195.3, регулирующие порядок их практического применения.
- Постановлением Правительства №584 от 27 июня 2016 года, описывающим специфику использования профстандартов в бюджетном секторе и тех частных организациях, основная доля которых принадлежит государству.
Дополнительные сведения по различным аспектам применения должностных стандартов содержатся в выпущенном Минтрудом Письме №14-0/10/В-2253.
Основные аспекты профстандарта курьера
Для профессии курьера из действующих должностных стандартов наиболее подходит профстандарт специалиста почтовой связи 06.002. Он состоит из четырёх частей.
В начальном разделе указаны задачи профессии, её принадлежность к группам и видам деятельности по классификаторам ОКВЭД и ОКЗ.
В следующей части перечислены шесть профессиональных трудовых функций и их элементы, общим числом двадцать один. Для всех них указаны коды и уровни сложности.
В третьей части функции и их элементы показаны более подробно.
Для каждой функции перечислены:
- специалисты, готовые к её выполнению;
- нужные им трудовой опыт и образование;
- особые условия для их допуска к работе;
- вспомогательная информация.
Так, для функции по предоставлению почтовых услуг указаны:
- специалист – оператор почтовой связи 3-го класса;
- требования к образованию – программа профильной подготовки;
- опыт работы не требуется;
- особые условия – возраст от 18 лет.
Также даны коды и названия специалистов для данной функции по ОКЗ и ОКНПО.
По элементам функций указаны следующие данные:
- трудовые операции;
- профильные знания и умения, которые нужны специалисту;
- вспомогательная информация.
Например, для деятельности по приёму и вручению почтовых отправлений приведена следующая информация:
- 11 трудовых операций – отслеживание корректности оформления соответствующей документации, проверка данных получателя и т.д.
- 4 практических умения – использование современных средств связи, компьютерной техники и пр.
- Знания в 16 областях – требования по качеству выполняемых операций, порядок работы с персональными данными клиентов и т.д.
Третья часть, в которой приведены эти сведения, наиболее важна и объёмна. Именно на неё ориентируются наниматели при составлении должностных инструкций, норм штатного расписания и других кадровых документов.
В завершающем четвёртом разделе документа дан список организаций, принимавших участие в его составлении.
Внимание! Положения из профстандарта можно применять для предъявления к курьеру требований по его профессиональной подготовке. Для этого в организации должна быть официально внедрена система должностных стандартов.
Параметры применения профстандартов на практике
Когда применение профстандартов является необходимым?
Они обязательны для использования работодателем, если:
- Наниматель является бюджетной организацией или компанией, свыше 50% которой находится в госсобственности (Постановление Правительства №584).
- Для специальности законодательно определены требования к квалификации (ст. 195.3 ТК).
- Закон даёт право представителям определённой профессии получать льготы и компенсации или устанавливает для них определённые ограничения (ст. 57 ТК).
В других случаях они применяются в добровольном порядке.
Какие преимущества даёт добровольное применение профстандартов?
- Можно улучшить качество документов по персоналу, что полезно не только с точки зрения делопроизводства, но и для уменьшения вероятности возникновения конфликтов с проверяющими госструктурами (ФНС, ПФР и т.д.).
- У работодателя появляется возможность корректно отказывать неподходящим по уровню кандидатам.
- Наниматель сможет требовать от персонала выполнения функций, положенных по соответствующим профстандартам.
- Можно провести переаттестацию сотрудников на основе формальных критериев.
- Появляется возможность создать основу для разработки и внедрения KPI.
Важно, что перечисленные опции реализуются с минимальными правовыми рисками, поскольку опираются на законодательные и нормативные акты по профстандартам.
Насколько актуальны для работодателей ЕКС и ЕТКС?
В выпущенном Минтрудом Письме №14-0/10/В-2253 указывается, что ЕКС и ЕТКС можно использовать наряду с профстандартами. Если между ними возникают противоречия, то работодатель сам может принимать решение о приоритете документов. Исключением являются организации бюджетного сектора и компании, находящиеся под государственным управлением: в них с 2020 года необходимо применять профстандарты.