Профессиональный стандарт педагога-психолога применяется для определения нагрузки специалиста и области его ответственности. Также он востребован для оценки компетентности специалиста, выявлении необходимости получения им дополнительного образования и в других областях кадрового делопроизводства и управления персоналом.
Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсБесплатный доступ к документу- Бланк и образец
- Онлайн просмотр
- Бесплатная загрузка
- Безопасно
ФАЙЛЫ
Скачать образец профстандарта педагога-психолога .doc
Актуальное законодательство по профессиональным стандартам
Система должностных стандартов опирается на следующие нормативные положения:
- Принятый в 2015 году Федеральный закон №122 содержит основные изменения в законодательстве, относящиеся к действию профстандартов. Именно этот ФЗ-122 ввёл в Трудовой кодекс статьи 195.2 и 195.3, определившие официальный порядок разработки и практического использования должностных стандартов.
- В выпущенном в 2013 году Постановлении Правительства №23 были впервые описаны нормы создания профстандартов, которые сохраняют актуальность и в настоящее время.
- Основные параметры использования системы профстандартов в бюджетном секторе и государственных компаниях содержатся в правительственном постановлении №584, которое было принято в 2016 году.
Внимание! Практические нюансы использования нормативных документов по профстандартам разобраны в Письме Минтруда №14-0/10/В-2253.
Параметры профстандарта педагога-психолога
В августе 2015 года Минюст зарегистрировал профстандарт 01.002 «Педагог-психолог». Как и другие должностные стандарты, он состоит из четырёх разделов.
В первом разделе документа изложены общие сведения о профессии: её цель и классификация по кодам ОКВЭД и ОКЗ.
Во втором разделе указаны две трудовые функции, которые обязан выполнять педагог-психолог, а также 12 их составляющих. Для всех них даны уровни сложности и коды.
В третьей части характеристики функций и их составляющих рассмотрены более досконально.
Для каждой функции перечислены:
- достаточно подготовленные для неё специалисты в сфере педагогики и психологии;
- необходимое им образование;
- их профильный опыт работы;
- дополнительные требования к специалистам;
- иные сведения;
- классификация специалистов по справочникам профессий.
Так, для функции психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в воспитательных учреждениях указаны:
- Наименования специалистов – педагог-психолог, психолог (в т.ч. образовательного учреждения).
- Уровень их образования – высшее профессиональное.
- Дополнительные требования – отсутствие ограничений на допуск к педагогической деятельности.
- Опыт работы и иные сведения для этой функции не упоминаются.
Классификация дана по ОКЗ, ЕКС, ОКПДТР, ОКСО.
По элементам функций даются следующие данные:
- выполняемые педагогом-психологом должностные операции;
- необходимые педагогу-психологу знания и умения;
- иные сведения.
Например, для работы по психологической диагностике обучающихся указаны:
- 7 операций – проведение психодиагностики, изучение детей и обучающихся с целью выявления их одарённости и пр.
- 8 умений – выявление особенностей и причин дезадаптации, подбор/создание инструментария для диагностики обучающихся и т.д.
- Знания в 10 областях – методы обработки полученных результатов, основы психологии личности/малых групп и пр.
Такое подробное описание профильных обязанностей и параметров квалификации необходимо для работодателей, которые используют полученные сведения в трудовых договорах и иных аналогичных документах.
В четвертой части документа содержится перечень организаций, занимавшихся его созданием.
Вопросы по использованию работодателями профессиональных стандартов
Каков характер обучения, необходимого педагогу-психологу по требованиям профстандарта?
Оно носит добровольный формат, т.е. специалист не может быть уволен за отказ от его прохождения. Порядок оплаты этого обучения определяется в ходе переговоров между сотрудником и руководством организации-нанимателя и также носит добровольный характер.
Когда работодатель должен использовать профстандарты?
Он обязан их применять, когда:
- Работодатель – бюджетная организация или государственная компания (доля государства выше 50%).
- Для специальности/должности в законодательстве присутствуют квалификационные параметры.
- Специалисту законодательством даны права на определённые льготы и компенсации, а также если для него установлены какие-либо ограничения.
В других вариантах их применение происходит в добровольной форме.
Какие документы удостоверяют начало перехода компании на профстандарты?
Глава компании выпускает распоряжение о переходе кадрового документооборота на профстандарты. Следующим создаётся регламент, в котором определяются основные параметры этого перехода: этапы, сроки, ответственные лица. На базе этих документов специалистами отдела персонала производятся необходимые изменения: меняются должностные инструкции, внутренние правила и т.д.
Зачем добровольно применять профстандарты?
Они дают работодателю новые возможности:
- Проведение оценки и аттестации специалистов на базе формальных критериев.
- Оценку уровня подготовки кандидатов на трудоустройство.
- Актуализацию документов по управлению персоналом: штатного расписания, должностных инструкций и т.д.
- Разработка показателей оценки эффективности работников (KPI).
- Повышение качества кадрового делопроизводства.
Внимание! Для реализации перечисленных возможностей компания должна официально внедрить у себя систему профстандартов.