Отвечаем на вопросы бесплатно
Консультант онлайн
Задать вопрос

Какие данные проверяет служба безопасности при приеме на работу

23128

Деятельность службы безопасности (СБ) любой коммерческой организации на территории РФ осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов и внутренних положений компании:

  1. Положением о службе безопасности организации, ведущей коммерческую деятельность.
  2. Концепцией безопасности.
  3. Правами и обязанностями СБ, определенными внутренним распорядком компании. Именно этой документацией определяются главенствующие функции службы безопасности в конкретной организации.

Какие квалификационные требования предъявляются к начальнику службы безопасности?

Решающими факторами при определении характера работы СБ в каждом конкретном случае являются следующие:

  1. Особенности организационной структуры компании.
  2. Расположение ее филиалов и подразделений.
  3. Сфера деятельности предприятия.

С учетом того, что СБ должна не только предотвращать нанесение ущерба какого-либо характера компании извне, но и гарантировать безопасность внутри коллектива, обеспечивать спокойную работу добросовестных сотрудников, проводится доскональная проверка кандидатов, принимаемых на работу. Естественно, в данном случае возникают вопросы правового характера, так как все же в данном случае СБ является частной структурой и большое количество информации специалистам частной практики недоступно по определению. Именно по этой причине проверка службой безопасности частной компании носит относительно поверхностный характер, позволяет узнавать только самые грубые нарушения в биографиях соискателей.

Нужно ли получать от соискателя заявление о добровольном согласии на прохождение опроса с использованием полиграфа?

Что в большинстве случаев проверяет служба безопасности?

Далеко не во всех случаях осуществляется проверка кандидатов на занимаемую должность службой безопасности, так как это достаточно длительный, сложный и затратный процесс, который оправдан только в отношении людей, претендующих на самые ответственные должности, сопряженные с высоким коррупционным риском. Затраты связаны главным образом с обращением в аутсорсинговые компании, которые уполномочены заниматься сбором определенного рода информации. Это позволяет сотрудникам службы безопасности выяснить следующие вещи:

  1. Список компаний, в которых соискатель числится учредителем, главным бухгалтером или директором. Кроме того, можно уточнить организационно-финансовое состояние этих компаний на момент обращения. Информация эта необходима для исключения вероятности осуществления промышленного шпионажа.
  2. Судимости соискателя (при наличии таковых), а также его причастие (как прямое, так и опосредованное) к деятельности организованных преступных группировок.
  3. Работа в компаниях-конкурентах.

Есть ли образец должностной инструкции сотрудника службы безопасности?

Применяются методики поиска информации, которые не связаны с документами. Сюда включается сбор данных о претенденте на занимаемую должность среди его бывших сослуживцев, знакомых, друзей и родственников. Несмотря на то что подобный вариант работы не отличается особой объективностью, именно благодаря ему удается узнать самые ценные сведения, которые позволяют принимать решения относительно приема людей на работу.

ВАЖНО! Между сотрудниками служб безопасности разных структур действует неписанное правило сообщать при запросе (даже если он поступает от фирм, являющихся прямыми конкурентами) данные о совершивших различные должностные преступления сотрудниках, чтобы таким образом исключать вероятность приема на работу недобросовестных лиц. Ведь далеко не всегда удается доказать причастность сотрудника к тому или иному правонарушению, поэтому таким людям предлагают «рассчитаться добровольно».

Кроме того, помимо вышеперечисленных аспектов, практически во всех случаях при приеме на работу служба безопасности учитывает такие факторы, как:

Долги по исполнительным производствам

Указанный фактор является одним из первых, который служба безопасности работодателя анализирует при приеме на работу потенциального сотрудника. Так, на официальном сайте ФССП доступна база данных исполнительных производств, в которой собрана информация о лицах, в отношении которых приставы проводят взыскание задолженности. Для работодателя это важно по нескольким причинам:

  • во-первых, знание о долгах соискателя позволяет определить его финансовую надежность. Если у кандидата есть активные исполнительные производства, работодатель может столкнуться с проблемой удержания части заработной платы для выплаты задолженности. Это может повлиять на финансовую стабильность сотрудника и его мотивацию на рабочем месте;
  • во-вторых, анализ долгов помогает определить, насколько соискатель соответствует требованиям для конкретной должности. Например, если кандидат имеет значительные долги за нарушения ПДД, это может вызвать сомнения в его пригодности для вакансии водителя. Точно так же, административные штрафы могут свидетельствовать о том, что человек не соблюдает закон и может быть рискованным сотрудником для определенных должностей.

Соответственно, долги по исполнительным производствам могут предостеречь работодателя от потенциальных финансовых и правовых рисков, связанных с приемом на работу конкретного кандидата.

Банкротство

Банкротство — также важный фактор при приеме на работу. Если человек прошел процедуру банкротства, информация о нем регистрируется в специальном реестре. Для работодателя, особенно если речь идет о вакансии на руководящей позиции, проверка кандидатов по реестру банкротов становится обязательной процедурой. Это не только правовое требование, но и необходимость в предотвращении потенциальных рисков.

Банкротство может говорить о нескольких важных аспектах в контексте трудоустройства:

  • во-первых, это свидетельствует о финансовой нестабильности кандидата. Процедура банкротства подразумевает невыполнение финансовых обязательств или неплатежеспособность, что может создать риски в будущем;
  • во-вторых, банкротство ограничивает участие лица в управлении юридическими лицами в течение определенного периода после завершения процедуры. Длительность запрета зависит от характера деятельности организации и может варьироваться от 3 лет для обычных фирм до 10 лет для банков. Это означает, что человек, прошедший банкротство, не может участвовать в управленческих ролях в компаниях, что может ограничить его возможности и карьерный рост.

Резюмируем. Банкротство рассматривается как негативный фактор для работодателя, поскольку оно может указывать на неплатежеспособность и финансовые риски, которые могут повлиять на работу и исполнение трудовых обязанностей соискателя.

Кредитная история

Также одним из важных факторов при рассмотрении кандидатуры при трудоустройстве является анализ кредитной истории соискателя. Кредитная история, в свою очередь, предоставляет информацию о том, как человек взаимодействует с кредитами и займами. Для работы с кредитной историей работодатель должен заключить соглашение с бюро кредитных историй и получить письменное согласие кандидата на доступ к его кредитному отчету.

Судебные приставы, как правило, видят только те долги, которые уже были переданы в судебные органы. Однако кредитная история может показать начинающиеся финансовые проблемы, которые еще не попали под юрисдикцию судов. Анализ кредитного отчета может помочь работодателю оценить финансовую дисциплину соискателя.

В целом, многие организации стремятся избегать назначения на управленческие и финансовые позиции людей, которые не умеют эффективно управлять своими собственными финансами. Это связано с риском того, что сотрудник может:

  • отвлекаться от рабочих обязанностей, заботясь о том, как избежать долговых обязательств перед коллекторами и судебными приставами;
  • искать способы решения своих финансовых проблем за счет организации, что может включать в себя недобросовестные практики, такие как воровство, откаты или разглашение конфиденциальной информации компании, даже с целью получения личной выгоды.

Так, анализ кредитной истории помогает работодателям минимизировать финансовые и этические риски, связанные с трудоустройством сотрудников, а также обеспечить финансовую дисциплину и ответственность внутри организации.

Социальные сети

Еще одни из аспектов проверки является мониторинг социальных сетей. Поскольку в настоящее время таковые значительно развиты, информация, размещенная в онлайн-пространстве, может предоставить работодателям ценные показатели о кандидатах, порой не менее важные, чем результаты собеседования. Соцсети могут раскрывать разные аспекты личности соискателя.

Ситуация. Потенциальный кандидат, на первый взгляд производивший отличное впечатление во время личной беседы, стал объектом дополнительного интереса для работодателей, когда была произведена проверка его профилей в социальных сетях. Там были обнаружены фотографии, на которых он осуществлял экстремистские действия. Это открыло несовместимость его ценностей и поведения с корпоративной культурой и принципами компании.

В связи с этим два важных совета для соискателей:

  • во-первых, прежде чем идти на собеседование, следите за своим присутствием в социальных сетях и профессиональных форумах. Удалите все, что может быть воспринято неоднозначно, противоречит ценностям компании или создает негативное впечатление;
  • во-вторых, предоставьте адреса своих социальных сетей в резюме. Это позволит работодателям более полно оценить вас как кандидата, а также уберечь от ошибок, связанных с путаницей в профилях и аккаунтах. Кроме того, указав собственные профили, вы предоставите работодателям возможность получить более точную картину о вас, а не оставят им простор для поиска компрометирующей информации на фейковых аккаунтах.

Итак, анализ социальных сетей и форумов становится все более важным инструментом для работодателей, позволяя им принимать информированные решения о том, подходит ли кандидат для компании и соответствует ли он ее ценностям и требованиям.

Проверка подлинности документов

Проверка подлинности представленных соискателем документов является важной частью процесса отбора персонала для работодателя. Убедившись в том, что предоставленные документы настоящие, работодатель снижает риски, связанные с мошенничеством и обманом.

Существует несколько способов проверки документов:

  1. Первый способ — паспорта и другие личные документы могут быть проверены по базе данных МВД, что позволяет убедиться в их подлинности. Этот шаг особенно важен, так как подделанные документы могут использоваться мошенниками для получения работы под ложными данными. Особое внимание уделяется проверке документов об образовании, таких как дипломы о высшем и среднем профессиональном образовании, а также подтверждающие сертификаты.
  2. Второй способ – воспользоваться специализированными службами. Например, Рособрнадзор, предоставляют сервисы для проверки подлинности таких документов. Это позволяет работодателям убедиться, что документы, представленные соискателями, соответствуют действительности.

Однако стоит отметить, что перечень факторов, которые могут быть проверены, далеко не исчерпывается. Некоторые организации могут применять более сложные методы, такие как полиграфическое тестирование, или даже нанимать частных детективов для сбора дополнительной информации о кандидатах. Важно также помнить о том, что соблюдение законодательства и прав соискателей при проверке их документов также имеет большое значение.

Аналитическая работа

Все остальные действия служба безопасности проводит, как правило, вместе с отделом кадров. Это следующие виды работ:

  1. Анализ записей в трудовой книге соискателя. Как правило, внимание концентрируется на том, почему он был уволен с предыдущего места работы, имеют ли место увольнения согласно действующему законодательству (их еще принято называть увольнениями «по статье»), а также были ли повторные увольнения по одной и той же причине.
  2. Анализ продолжительности работы на одном и том же месте. В том случае, если же человек слишком часто меняет место работы (пусть даже и по собственному желанию), то это говорит о наличии у него определенных личностных качеств, которые не способствуют быстрому вхождению в коллектив.
  3. Уточнение причин, почему у человека были длительные промежутки между приемами на работу. Возможно, он работал неофициально (что при условии желания занять высокую должность в компании крайне нежелательно).
  4. Выяснение всех неточностей или недопониманий, которые возникли в ходе анализа биографии соискателя. Данные моменты сотрудники службы безопасности выясняют в ходе проведения собеседования. На этом этапе имеет наибольшее значение психологический аспект, так как вероятность того, что человек проявит обеспокоенность и будет уличен во лжи сотрудниками безопасности намного выше, чем при беседе с обычными кадровиками.

Многое зависит от того, на какую должность претендует соискатель. Если осуществляемая им работа не имеет никакого отношения к коммерческой тайне или же прочей информации, имеющей большое значение, то звонка на прежнее место работы и беседы с сотрудниками СБ компании вполне будет достаточно. В противном случае будет актуален максимально глубокий анализ биографии соискателя, в особенности его карьерного и профессионального пути.

Отдельно надо отметить использование специальных опросников и психологических тестов, благодаря которым СБ и отдел кадров может уличить человека во лжи.

На какие должности проводится проверка?

Крупные корпорации могут позволить себе проверить каждого человека, которого принимают к себе на работу, однако наиболее пристальное внимание уделяется тем людям, работа которых имеет особо важное значение для успешной коммерческой деятельности компании:

  1. Осуществляющих трудовую деятельность в подразделениях, где сосредоточены значительные материальные ценности, а также документация, содержащая в себе конфиденциальные данные (это необходимо для гарантии сохранности коммерческой тайны компании, а также личной информации сотрудников и деловых партнеров).
  2. Сотрудников, в ходе деятельности которых может быть нанесен экономический ущерб функционированию корпорации. К этой категории принадлежат те люди, которые работают с договорами, экономисты и бухгалтеры, а также лица, в компетенцию которых входит распоряжение различными бланками и печатями, работники информационно-технического отдела.

Срок проведения проверки

Назвать конкретные сроки очень сложно, так как имеет значение огромное количество самых разнообразных факторов:

  1. Должность, на которую претендует соискатель. Понятно, что чем более серьезная проверка должна быть проведена, тем больше времени она займет, так как потребуется больше информации. В том случае, когда речь идет только о беседе с предыдущим работодателем и нескольких собеседованиях, все может решиться в течение суток. Если сотрудников СБ будет смущать какой-то факт в биографии соискателя или же по какой-то причине насторожит поведение при собеседовании, процесс может затянуться на недели.
  2. Профессионализм и материально-техническая база сотрудников службы безопасности, их фактические возможности осуществления поиска необходимой информации.
  3. Попытки скрыть те или иные данные самим соискателем.

Поделиться:
Скопировать ссылку
Распечатать
Комментарии
Комментарии
Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
Задать вопрос
Консультант онлайн (Мария Власова)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

Отправить сообщение об ошибке
КонсультантПлюс
Пройти тест и узнать цену
  • Здравствуйте!
    Я помощник подбора оптимального комплекта системы КонсультантПлюс конкретно для вашей организации.
    Пройдите тест из 3 вопросов и узнайте индивидуальную цену.
    Пройти тест ⟶
  • 1/3. Кому нужна система?
    Далее ⟶
  • 2/3. Тип доступа к системе?
    Далее ⟶
  • 3/3. Количество пользователей?
    Далее ⟶
  • Спасибо за ответы!
    Мы подобрали для Вас оптимальный комплект с учётом спецпредложений.
    Пройдите на официальный сайт, чтобы оставить свои контакты и Вы узнаете персональную цену.
    Пройти тест ещё раз
Получить цену сразу