Ст. 144 ТК отведена описанию систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (далее – госработников). Она тесно связана со ст. 143 ТК.
Описание ст. 144 ТК
В её начале говорится, что системы оплаты труда (в т.ч. тарифного типа) госработников устанавливаются:
- в федеральных госучреждениях – колдоговорами, соглашениями, локальными актами на базе общефедеральных законов и прочих актов РФ;
- в госучреждениях субъектов РФ – колдоговорами, соглашениями, локальными актами на базе законов и актов уровня РФ и региона;
- в муниципальных структурах – колдоговорами, соглашениями, локальными актами на базе законов РФ и региона и нормативных актов уровня РФ, региона, органов местного самоуправления.
Подчёркнуто, что Правительство может вводить в действие базовые (должностные) оклады и ставки зарплаты по профессиональным квалификационным группам.
Упомянуто, что зарплата госработников не может быть меньше базовых окладов и ставок зарплаты соответствующих вышеупомянутых групп.
Указано, что базовые (должностные) оклады и ставки зарплаты, утверждённые Правительством, финансируются:
- федеральными госучреждениями – за счёт общефедерального бюджета;
- госучреждениями субъектов РФ – за счёт бюджетных ресурсов этих субъектов;
- муниципальными структурами – за счёт местных бюджетных ресурсов.
Подчёркнуто, что системы оплаты труда госработников принимаются с учётом тарифно-квалификационного справочника работ (ЕТКС), квалификационного справочника должностей (ЕКС) или профстандартов, а также с учётом госгарантий по оплате труда, рекомендаций общероссийской трёхсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых взаимоотношений (ч. 3 ст. 135 ТК), пожеланий соответствующих профсоюзов (их объединений) и союзов нанимателей.
Указано, что профессиональные квалификационные группы – группы профессий (позиций) рабочих (служащих), сгруппированные с учётом сферы деятельности на базе требований к квалификации, нужных для осуществления профессиональной деятельности.
Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий (позиций) рабочих (служащих) к этим группам утверждаются общефедеральным органом, ответственным за регулирование сферы труда и проведение в ней профильной госполитики.
Упомянуто, что Правительство вправе утверждать требования к системам оплаты труда госработников, в т.ч. в плане установления (дифференциации) окладов, ставок зарплаты, списков компенсационных и стимулирующих выплат, а также критериев назначения этих выплат.
Подчёркнуто, что при утверждении Правительством требований к системам оплаты труда госработников определяется сфера деятельности государственных и муниципальных учреждений, которых затрагивают эти требования, а также период, в течение которого вышеупомянутым госструктурам нужно переформатировать свои условия оплаты труда под данные требования.
Вопрос-ответ по ст. 144 ТК
О каких дополнительных выплатах для госработников говорится в этой статье?
Существуют профильные документы, где классифицированы вышеупомянутые выплаты. К ним относятся:
- Постановление Правительства №583 от 05.08.08 – в нём изложены базовые принципы оплаты трудовой деятельности госработников.
- Приказ Минздравсоцразвития №822 от 29.12.07 – в нём рассмотрены нюансы выплат компенсационного типа.
- Приказ Минздравсоцразвития №818 от 29.12.07 – в нём разобраны ключевые моменты выплат стимулирующего типа.
Примеры выплат стимулирующего типа:
- за интенсивность, результативность и качество трудовой деятельности;
- за стаж и выслугу;
- за достигнутые благодаря сотруднику результаты.
Выплаты компенсационного типа положены за работу:
- в особо трудных условиях, в т.ч. при экстремальном климате;
- в нестандартных условиях (ночью, в праздники и пр.);
- с деликатной непубличной информацией.
В вышеперечисленных документах не только приведён перечень соответствующих выплат, но и дано разъяснение по принципам их установления. К этим принципам относятся:
- взаимосвязь вышерассмотренных выплат с окладами;
- документы, на базе которых формируются эти выплаты;
- статьи ТК (147-149), на которые следует ориентироваться при практической реализации этих выплат.
Отдельно нужно отметить, что нарушения в сфере реализации вышерассмотренных выплат подлежат наказанию по ст. 5.27 КоАП (форматы наказаний – предупреждения, штрафы, дисквалификация). Причём в ситуации рецидива наказание ужесточается.
Чем обусловлена востребованность ст. 144 ТК?
Госсектор (к нему можно отнести и муниципалитеты) играет очень большую роль в экономико-социальной жизни страны. Это влияние как прямое, так и косвенное.
К прямому влиянию можно отнести:
- владение госсобственностью (недвижимость, пакеты ценных бумаг и пр.);
- управление госкомпаниями;
- определение общих рамок, в которых действуют экономические субъекты;
- принятие и проведение в жизнь разнообразных законов;
- госзакупки и госфинансирование;
- взимание налогов и прочих обязательных платежей и т.д.
К косвенному воздействию можно отнести:
- занятость в госсекторе сотен тысяч людей, что особенно важно для бедных территорий;
- различные формы поощрения бизнеса и населения;
- регулятивное воздействие по всему спектру экономических субъектов и пр.
Даже из приведённого крайне неполного перечня понятно, что госсектор играет очень большое значение в жизни нашей страны (впрочем, он очень значим и в других государствах). Следовательно, кадровая политика в этом секторе, как и её составная часть, оплата труда, также имеют ключевое значение не только для самих госработников, но и для прочих лиц, зависящих от качества функционирования госсектора. Этим и объясняется как присутствие в ТК специальной статьи, посвящённой вознаграждению госработников, так и профильных документов, регулирующих нюансы подобных выплат.
Что следует учитывать при использовании ст. 144 ТК?
В первую очередь нужно помнить, что она рассчитана на госработников – а эту категорию не следует путать со служащими государственных и муниципальных структур. Нюансы оплаты труда этих групп описаны в следующих источниках:
- ст. 50 и ст. 51 ФЗ №79 от 27.07.04;
- ст. 22 ФЗ №25 от 02.03.07.
Другой важный момент – системы оплаты тарифного типа отдельно рассмотрены в ст. 143 ТК, что делает её обязательной для изучения специфики использования ст. 144 ТК.
Третий момент – в рассмотренной статье упомянуты рекомендации общероссийской трёхсторонней комиссии. Нужно помнить, что они обновляются на регулярной ежегодной основе – этот принцип закреплён ст. 135 ТК.