Статья 189 начинает раздел VIII ТК, посвящённый регулированию дисциплины сотрудников и распорядка их трудовой деятельности. В ней содержатся базовые сведения об этих понятиях.
Содержание ст. 189 ТК
В её начале содержится определение трудовой дисциплины. В соответствии с этим определением, данная дисциплина – обязательное для всего персонала соответствие нормам, определённым на основе следующих документов:
- положений ТК;
- профильного федерального законодательства;
- договоров индивидуального или коллективного формата;
- соглашений;
- актов нанимателя.
Наниматель должен, опираясь на соответствующее законодательство и перечисленные документы, обеспечивать порядок, благоприятствующий поддержанию дисциплины персонала.
Далее даётся определение трудового распорядка – он формируется на базе правил внутреннего распорядка деятельности персонала. Подчёркнуто, что данные правила – это локальный акт, регулирующий следующие аспекты функционирования данного нанимателя:
- принципы найма и увольнения сотрудников;
- их базовые возможности;
- функции персонала;
- ответственность участников трудовых взаимоотношений;
- распорядок труда и отдыха;
- способы поощрений и взысканий сотрудников;
- другие вопросы.
Подчёркнуто, что для отдельных групп сотрудников применяются специальные уставы по их дисциплине.
Рассмотренная статья, как видно из её определений, содержит базовые понятия по дисциплине и распорядку трудовой деятельности. Изложенные в ней формулировки используются в других статьях ТК и профильном законодательстве.
Основные вопросы по содержанию ст. 189 ТК
О каких условиях, благоприятствующих для трудовой дисциплины, упоминает данная статья?
Она указывает, что наниматель обязан предпринимать определённые организационные и экономические действия с целью создать нормальные условия для сотрудников. Подобные базовые условия перечислены в ч. 2 ст. 22 ТК. Например, к ним относятся:
- обеспечение безопасности трудовой деятельности;
- соблюдение принципов справедливости при оплате труда равного качества и объёма;
- обеспечение персонала необходимыми в работе инструментами и материалами;
- предоставление сотрудникам необходимой в трудовой деятельности информации;
- обеспечение соответствующих бытовых и гигиенических потребностей;
- выполнение положений соответствующих нормативных актов и т.д.
Дополнительные условия для персонала устанавливаются в колдоговоре, межотраслевых соглашениях и иных документах. Чаще всего они касаются определённых параметров оплаты, способов оздоровления, дополнительного профобразования и т.д.
Какие иные вопросы трудовой деятельности, упомянутые в статье, могут регулировать локальные акты?
На практике получили распространение локальные акты, затрагивающие следующие вопросы:
- этические правила для сотрудников конкретной организации;
- нормативы внешнего вида, рекомендованные для сотрудников;
- определённые правила выполнения трудовых действий;
- нормы общения с клиентами;
- нормативы внутренних должностных взаимоотношений и т.д.
Данные акты играют вспомогательную роль по отношению к правилам внутреннего распорядка. Хотя они имеют скорее рекомендательный характер, а не правовой, но на практике их соблюдение необходимо для персонала наряду с нормами, основанными непосредственно на трудовом праве.
Какие специальные положения для отдельных групп сотрудников действуют на практике?
Данные положения применяются в отдельных отраслях, что обусловлено значительной спецификой трудовой деятельности задействованного в них персонала. Их примерами являются следующие документы:
- Положение о дисциплине сотрудников ж/д транспорта;
- Устав таможенной службы;
- Устав о дисциплине сотрудников морского транспорта и т.д.
Всего в РФ действует 8 уставов в области дисциплины для отдельных отраслей и сфер деятельности. Обычно данные документы утверждаются на уровне Правительства, что обусловлено особой важностью конкретной отрасли. Помимо общих документов, охватывающих всех сотрудников конкретной отрасли, распространены и отдельные положения, в том числе на локальном уровне, регулирующие дисциплинарные моменты для сотрудников, задействованных на особо ответственных позициях.