О сайте
Отвечаем на вопросы бесплатно
Консультант онлайн
Задать вопрос

Статья 229.3 ТК РФ. Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда

192

Статья 229.3 ТК посвящена расследованию несчастных случаев, упоминаемых в гл. 36 ТК, государственными инспекторами труда. Их привлечение возможно, если в ранее проведённом разбирательстве были выявлены недостатки, а также в некоторых других ситуациях.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ
Статья 229.3 ТК РФ

Содержание ст. 229.3 ТК

В её начале перечисляются ситуации, когда госинспектор труда приступает к дополнительному расследованию несчастного случая в соответствии с положениями гл. 36 ТК. Это возможно, если:

  • обнаруживается попытка сокрытия ЧП;
  • поступает обращение от потерпевшего, его родственников или лиц, находившегося на его иждивении (или их представителей), с жалобами на результаты расследования;
  • выявляются ошибки и недочёты в ранее проведённом расследовании.

Упомянуто, что возможность привлечения госинспектора к дополнительному расследованию ЧП не зависит от срока давности.

Подчёркивается, что в расследовании возможно участие:

  • инспектора, представляющего профсоюзы (на обязательной основе);
  • представителя госструктуры, осуществляющей надзор в установленной сфере деятельности;
  • представителя страховщика (по месту регистрации нанимателя).

По итогам разбирательства госинспектор труда:

  • составляет итоговое заключение о ЧП;
  • выдаёт предписание, которое носит обязательный характер для нанимателя.

Указано, что госинспектор труда вправе обязать нанимателя (его представителя) составить обновлённый акт о несчастном случае. Это возможно, если ранее написанный акт имеет ошибки в оформлении или его содержание не отвечает материалам расследования ЧП. В этой ситуации ранее сформированный акт утрачивает юридическую значимость вследствие решения нанимателя (его представителя) или госинспектора.

Основные вопросы по содержанию ст. 229.3 ТК

О каком акте и заключении упоминает данная статья?

Формы, на базе которых составляются эти документы, содержатся в Постановлении Минтруда № 73 от 24.10.02. Так, для заключения предназначена форма № 5, а для акта – форма № 2.

Акт должен включать:

  • сведения о месте и времени ЧП;
  • данные об организации-работодателе;
  • информацию о лицах, задействованных в проведении расследования;
  • данные о потерпевшем;
  • сведения о месте ЧП;
  • обстоятельства ЧП;
  • другие сведения, относящиеся к разнообразным аспектам ЧП.

В заключении указывают:

  • данные о самом инспекторе, проводящем расследование;
  • информацию о других участниках расследования;
  • установленные госинспектором обстоятельства;
  • выводы госинспектора;
  • прочие данные, подводящие итог расследования.

Полный список документов, которые необходимо заполнить при расследовании ЧП на производстве, как и их стандартные формы, содержится как в данном приложении, так и в Постановлении Минздравсоцразвития № 275 от 15.04.05.

Каковы возможные действия нанимателя и его представителей в ситуации их несогласия с выводами госинспектора?

В этом случае они могут обратиться в соответствующие судебные инстанции. Нужно отметить, что их обжалование рассматривается в порядке административного, а не гражданского судопроизводства. Об этом говорится в кассационном определении ВС № 4-КГ17-77 от 21.02.18.

Какое наказание по ТК полагается менеджеру, попытавшемуся скрыть ЧП на производстве?

Подобные ситуации разбираются с использованием п. 10 ч. 1 ст. 81. В ней указано, что грубое нарушение топ-менеджером своих функций ведёт к разрыву трудовых взаимоотношений по решению нанимателя. Под грубым нарушением подразумевается, в том числе, пренебрежение менеджера своими обязанностями, следствием чего явился ущерб здоровью потерпевшего. Данное определение подобного нарушения содержится в Постановлении Пленума ВС № 2 от 17.03.04, посвящённого использованию судами положений ТК.

Насколько значимо положение об отсутствии срока давности для расследований, описанных в комментируемой статье?

В статье не устанавливаются какие-то ограничения по срокам, что теоретически надёжно защищает права потерпевших при производственном ЧП спустя годы и десятилетия. На практике эффективность данного положения ограничена утратой документов, кончиной свидетелей и другими обстоятельствами как объективного, так и субъективного характера. Последнее возможно, если организация-наниматель не заинтересована в новом разбирательстве, связанном с возможной выплатой компенсаций потерпевшим.

Сохранить:
Скопировать урл
Распечатать
Комментарии
Комментарии

Ваш вопрос – наш ответ
Задать вопрос
Вход на сайт
Регистрация

Нажимая «Зарегистрироваться», вы соглашаетесь с Политикой сайта и Правилами форума

Спасибо за регистрацию на сайте

Смена пароля

Задать вопрос
Консультант онлайн (Мария Власова)
Здравствуйте! Напишите, пожалуйста, кратко суть вопроса и подробно его содержание. Я постараюсь вам помочь. Это бесплатно.

Суть вопроса

Подробное описание вопроса

КонсультантПлюс
Бесплатная демонстрация системы
Ассистентус — это сайт для малого бизнеса
  • У вас есть вопрос на тему бухгалтерии, налогов, персонала, предпринимательства? Наши штатные консультанты готовы вам бесплатно помочь.
  • На сайте публикуются актуальные новости и статьи, работает Email-рассылка.
  • В нашей базе более 1500 документов с подробными описаниями и файлами для скачивания.
  • У нас много различных сервисов: калькуляторы, календари, справочники, классификаторы.
Отправить сообщение об ошибке