Что представляет собой банковская гарантия

25

Банковская гарантия представляет собой главный метод обеспечения выполнения контракта по ФЗ №44. В 16-м году она применялась при исполнении более 77% контрактов. Средний ее размер в этом же году составлял 1 055 000 рублей. Подобный вид гарантии иногда является единственным выходом для внесения обеспечения. Минимальный срок ее предоставления составляет месяц. Если контракт не будет выполнен, заказчик по контракту может обратиться в банковское учреждение для получения средств. Предполагается, что выплаченные средства в последующем будут внесены в банк исполнителем.

Особенности предоставления банковской гарантии

Порядок предоставления гарантии схож с получением кредитования. Выдается она ИП и ЮЛ. Предоставляется гарантия только в том случае, если лицо соответствует ряду условий. В частности, это срок регистрации не меньше полугода, отсутствие нулевой отчетности и убытков за последний квартал, учредители, являющиеся резидентами. Для получения гарантии требуется подать эти документы:

  • Бухбаланс за последний год.
  • Отчет о прибыли и убытках.
  • Проект контракта, по которому берется обеспечение.
  • Реестровый номер.
  • Сведения об учредителях.

Перед выдачей гарантии банковское учреждение устанавливает платежеспособность поставщика, наличие ресурсов для выполнения контракта. Иногда услуга предоставляется при выполнении ряда условий:

  • Залог.
  • Поручительство ФЛ.
  • Открытие нового р/с.
  • Предоставление отчета о движении денег.

Банк также запрашивает заполнение анкеты. Лицу требуется предоставить сведения об учредителях. Банк обычно проверяет, являются ли они резидентами. Если они резидентами не являются, получить гарантию крайне сложно. Кроме того, иногда от поставщика требуется выполнение в прошлом хотя бы одного контракта по ФЗ №44 или ФЗ №223. Документы запрашиваются в форме копий. Если банк принял решение о выдаче гарантии, придется подать оригиналы.

Платежеспособность лица и прочие факторы обычно проверяются представителями суда. Однако если сумма гарантии небольшая, могут использоваться скоринговые модели. Автоматизация процесса проверки помогает сэкономить время.

Если банк одобрит запрос, он вышлет лицу проект гарантии. Его потребуется утвердить. Кроме того, нужно будет оплатить выставленный счет. Только после этого может быть вынесено решение об одобрении.

Стороны сделки и основные термины

В процедуре по предоставлению гарантии участвуют эти стороны:

  • Гарант. Это учреждение, предоставляющее гарантию.
  • Принципал. Представляет собой поставщика по контракту, получателя гарантии.
  • Бенефициар. Это заказчик, получающий от банка выплату, если обязательства по контракту не исполнены.

Значение имеет также реестр гарантий. В него включаются сведения о БГ. Сделано это должно быть не позже следующего дня после выдачи БГ. После внесения данных в реестр

банк обязан направить поставщику выписку из реестра. Реестр понадобится для установления подлинности гарантии. Для проверки подлинности заказчику отводится 3 дня.

К СВЕДЕНИЮ! Стоимость БГ зависит от банка. Как правило, это 5% от размера обеспечения.

Пошаговое оформление

Рекомендуется готовиться к получению гарантии до направления заявки на тендер. Нужно учитывать риск того, что организации не предоставят БГ из-за отсутствия нужного комплекта бумаг или недостаточной платежеспособности. Рассмотрим основные шаги по получению гарантии.

Шаг №1. Оценка платежеспособности лица

Рекомендуется проанализировать, может ли организация претендовать на получение гарантии. Для этого нужно оценить, соответствует ли организация этим требованиям:

  • Срок регистрации ЮЛ или ИП не менее 6 месяцев.
  • Отсутствие нулевой отчетности и убытков за крайние 1-2 квартала.
  • Нет просроченных долгов по налогам.

Это главные требования, которым должна соответствовать компания. Но нужно учитывать, что банк может задавать дополнительные условия.

Шаг №2. Подготовка пакета документов

Заранее нужно собрать требуемые документы. Ряд из них требуется запросить в налоговой инспекции и банковском учреждении. На удовлетворение запросов потребуется время. Как правило, на сбор документов требуется до 10 суток. Стандартный перечень документации:

  • Устав.
  • Свидетельство о госрегистрации.
  • Бумаги, на основании которых лица наделяются правом подписывать документы.
  • Свидетельство о праве собственности на недвижимость, которой пользуется организация.
  • Карта с образцами подписей.

Часть документов потребуется запросить в бухгалтерском отделе. В частности, это следующие бумаги:

  • Бухотчетность за последние 5 кварталов.
  • Анализ счетов 50-51.
  • Декларация по НДС и налогу на прибыль за 5 последних периодов (если организация использует УСН, потребуется декларация за год).

В налоговой нужно будет взять эти бумаги:

  • Выписка из ЕГРЮЛ.
  • Справка об имеющихся р/с.
  • Выписка из ЕГРИП.
  • Акт сверки расчетов по обязательным платежам.

Перечень документов достаточно обширен. Однако все их можно получить в короткие сроки. Если учреждение запрашивает всего несколько документов, следует насторожиться. Это может значить, что предоставленная гарантия не будет иметь никакой ценности. Она не регистрируется в реестре.

Шаг №3. Согласование проекта гаранта

Высылать пакет документов нужно тогда, когда выигран тендер. После этого банк проводит полную проверку учреждения. Имеет смысл отправлять документы в несколько банков. Из некоторых поступит отказ, другие ответят согласием. После этого организация рассматривает все предложения, выбирая лучшее из них. Затем на договоре ставится подпись, оплачивают счет.

Шаг №4. Получение гарантии

БГ можно получить почти сразу после оплаты счета и подачи оригиналов документов. Процедура по выдаче гарантии длится на протяжении примерно 5 дней.

Осторожно, мошенники!

В сфере предоставления банковских гарантий работает немало мошенников. Они берут деньги, а в обмен предоставляют документы, не имеющие никакой силы. Для предупреждения неприятных ситуаций нужно обращать внимание на эти подозрительные признаки:

  • Предложение о предоставлении БГ всего за несколько часов или на протяжении суток.
  • Запрос всего нескольких документов.
  • Просьба о переводе средств на счет учреждения, а не на счет банка.
  • Предоставление гарантии фирмой, наименование которой схоже с названием банка.
  • Ответ касательно выдачи гарантии предоставляется или по телефону, или по электронной почте.

Учреждение, с которым собирается сотрудничать лицо, нужно проверить.

На что обращают внимание при предоставлении гарантии

Банк, выдающий гарантию, в обязательном порядке проверяет организацию по этим критериям:

  • Платежеспособность.
  • Финансовая стабильность.
  • Наличие и структура дебиторского/кредиторского долга.
  • Продолжительность осуществления деятельности.

Запрашиваемые документы связаны с выяснением этих аспектов деятельности. Иногда банк может запросить вспомогательные бумаги.

К СВЕДЕНИЮ! Все условия предоставления гарантии будут указаны в соглашении с банком.

Преимущества гарантии

Банковские гарантии отличаются такими преимуществами:

  • Экономия средств. Лицу не потребуется изымать деньги из оборота.
  • Отсутствие ограничений. Лицо сможет участвовать сразу в нескольких тендерах.
  • Отсутствие рисков. Риск принимает на себя банковское учреждение.
  • Оперативное оформление. Гарантия предоставляется относительно быстро.

Гарантию рекомендуется получать только в банках с наличием лицензии ЦБ.

Сохранить:
Распечатать
Скопировать урл:
Комментарии

Ассистентус — электронный журнал для малого бизнеса, предпринимателей, бухгалтеров, юристов, кадровиков
Юрий Субботин
Есть вопрос? Спроси у нас!
онлайн
0,122 | 53 | 8.79