Статья 349 начинает главу 55 ТК, посвящённую нюансам регулирования труда других категорий сотрудников (которым не отведены отдельные главы). Она описывает специфику работы лиц, задействованных в армии, структурах исполнительной власти и государственных органах, функционирующих на общефедеральном уровне, в которых актуальным законодательством предусмотрена военная служба, а также лиц, занятых альтернативной гражданской службой.
Содержание ст. 349 ТК
В её начале подчёркнуто, что на сотрудников, оформивших трудовой договор для работы в армейских структурах, а также лиц, занятых альтернативной гражданской службой, распространяется действие трудового законодательства и других актов, содержащих нормы трудового права. К упомянутым структурам относятся:
- армейские части;
- армейские учебные организации, в т.ч. уровня высшего образования;
- другие учреждения ВС РФ, организации структур исполнительной власти и государственных органов, функционирующих на общефедеральном уровне, в которых актуальным законодательством предусмотрена военная служба.
Упомянуто, что трудовые взаимоотношения с указанными группами сотрудников имеют свою специфику, определяющуюся:
- профильными статьями ТК;
- отраслевыми федеральными законами;
- нормативными актами.
Подчёркнуто, что в соответствии с задачами структур, упомянутых в ч. 1 данной статьи, для их сотрудников устанавливаются специальные условия оплаты труда, льготы и преференции.
Рассмотренная статья предусматривает особые преференции для гражданских лиц, задействованных в армейской сфере. Более подробно данные льготы раскрыты в соответствующих документах Правительства и Министерства обороны.
Основные вопросы по ст. 349 ТК
О каких специальных условиях оплаты труда упоминается в конце данной статьи?
В Постановлении Правительства № 583 от 05.08.08 содержатся положения, устанавливающие повышенные нормативы оплаты труда для лиц, упомянутых в ст. 349 ТК. В этом постановлении указаны:
- категории сотрудников, получающих преференции по оплате труда;
- минимальный уровень, ниже которого не может падать их зарплата;
- принципы бюджетного финансирования расходов по оплате труда указанных групп сотрудников;
- документы, регламентирующие отдельные параметры льгот по оплате труда и пр.
Более подробно параметры повышенной оплаты труда разобраны в специальном Положении, приложенном к Постановлению Правительства № 583.
Также нужно отметить, что для некоторых групп гражданских служащих ВС дополнительные льготы предусмотрены отдельными ФЗ. Так, ст. 3 ФЗ № 284 от 30.12.06 предусматривает повышенные оклады для служащих армейских подразделений, расквартированных в Киргизии, Казахстане или Белоруссии. А Приказ Министра обороны № 776 от 25.10.13 устанавливает повышенную оплату труда для гражданских лиц, занятых педагогической деятельностью в ВС.
Какие источники определяют позиции в армии, которые могут замещаться гражданскими специалистами?
Подобный перечень содержится в Приказе Министра обороны № 520 от 13.10.08. Он включает отдельные разделы для рядовых сотрудников, узких специалистов и управленцев.
Чем обоснованы преференции, описанные в комментируемой статье?
Подобные преимущества объясняются повышенными рисками, дисциплинарными моментами, ограничивающими личную свободу, а также зачастую тяжёлыми бытовыми условиями, обусловленными армейской службой. К этому нужно добавить и дополнительные угрозы для гражданского персонала ВС, возникающие в ситуации образования военных конфликтов.