Статья 399 ТК посвящена выдвижению требований сотрудников в ходе коллективных трудовых конфликтов с нанимателем. Она носит императивный характер.
Структура ст. 399 ТК
В её начале указано, что правом выдвижения требований обладают сотрудники и их представители, определённые на базе статей 29-31 и ч. 5 ст. 40 ТК.
Эти требования могут выдвигаться сотрудниками и/или органами, представляющими интересы работников:
- представительства или другой разновидности отдельного подразделения;
- организации в целом;
- ИП.
Упомянуто, что данные требования утверждаются на собрании (конференции) сотрудников, формулируются в письменном виде и отправляются нанимателю представительным органом сотрудников, уполномоченным ими для улаживания трудового спора.
Подчёркнуто, что для выдвижения правомочных требований нужно, чтобы:
- на конференции присутствовало как минимум 2/3 делегатов;
- на собрании было не менее 50% трудящихся.
Решение об утверждении выдвигаемых нанимателю требований принимается большинством сотрудников (делегатов), явившихся на собрание (конференцию).
В ситуации невозможности организовать собрание (конференцию) представительный орган сотрудников может самостоятельно утвердить своё решение, для чего достаточно собрать подписи более 50% сотрудников.
Подчёркнуто, что наниматель обеспечивает сотрудников (их представителей) помещением для собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать данному мероприятию.
Упомянуто, что требования профсоюзов и их объединений (действующих на общефедеральном и других уровнях) выдвигаются их выборными органами, уполномоченными на это соответствующими уставами, и направляются ими другим участникам социального партнёрства.
Подчёркнуто, что требования (их копии) могут направляться (в т.ч. в электронном виде) в госучреждение, занимающееся улаживанием коллективных трудовых конфликтов. В данной ситуации госучреждение должно проконтролировать получение требований (их копий) другим участником этого конфликта.
Основные вопросы по практическому использованию ст. 399 ТК
О каком госучреждении упоминается в конце данной статьи?
Имеется в виду Роструд. Одной из основных функций этой госструктуры, как указано в Постановлении Правительства № 324 от 30.06.04, является улаживание трудовых споров коллективного характера. Об этом говорится в пунктах 1, 5.3.3 и 5.5.10 этого документа.
Конкретные полномочия Роструда в плане урегулирования данных конфликтов разобраны в профильных нормативных документах (Приказ Роструда № 196 от 22.07.19 и др.).
Кто вправе первым начинать коллективный трудовой спор?
В комментируемой статье не упоминаться о возможности нанимателя первым начинать данный конфликт. Такая опция предусмотрена только для сотрудников или их представителей. Причём эти субъекты определяются на базе соответствующих статей ТК:
- ст. 29 говорит, что представителями сотрудников могут быть как разнообразные профсоюзы, так и иные субъекты;
- ст. 30 перечисляет возможности первичных профорганизаций по защите интересов работников, в том числе и не состоящих в профсоюзе;
- ст. 31 указывает, в каких ситуациях сотрудников могут представлять иные субъекты (не профорганизации);
- ч. 5 ст. 40 ТК разбирает ситуацию, когда нужно выбрать лицо, представляющее интересы сотрудников какого-то подразделения организации-нанимателя.
Важно отметить, что требования к нанимателю, формулируемые перечисленными субъектами, должны удовлетворять условиям, закреплённым в ст. 399 ТК.