Статья 356 ТК перечисляет ключевые полномочия федеральной инспекции труда. Этот список имеет открытый характер.
Структура ст. 356 ТК
В её начале говорится, что федеральная инспекция труда реализует нижеперечисленные ключевые полномочия:
- осуществляет госконтроль за соблюдением законов и других актов, регулирующих сферу трудовых взаимоотношений;
- анализирует факторы и предпосылки обнаруженных нарушений, занимается их ликвидацией и восстановлением прав трудящихся;
- осуществляет на базе законов РФ производство по делам об административных нарушениях;
- отправляет профильную информацию в органы исполнительной власти федерального и регионального уровня, учреждения местного самоуправления, правоохранительные структуры, суды;
- надзирает за соблюдением положенного порядка расследования и учёта ЧП на производстве;
- суммирует практический опыт применения, анализирует предпосылки нарушений законов и других актов, регулирующих сферу трудовых взаимоотношений, составляет предложения по их улучшению;
- анализирует факторы, влияющие на производственный травматизм и разрабатывает меры по его профилактике, участвует в расследовании ЧП на производстве или занимается расследованием в самостоятельном формате;
- привлекает экспертов и/или организации с надлежащей квалификацией для обеспечения качественного использования законов и других актов, регулирующих сферу трудовых взаимоотношений, получения взвешенной оценки условий труда и данных о воздействии применяемых нанимателями технологий, материалов и методов на здоровье и безопасность сотрудников;
- запрашивает и безвозмездно получает профильные данные, нужные для выполнения своих задач, у органов исполнительной власти федерального и регионального уровня, учреждений местного самоуправления, правоохранительных и судебных структур, нанимателей и прочих организаций;
- проводит приём граждан, рассматривает разнообразные формы их обращений о нарушениях трудовых прав, предпринимает нужные шаги для ликвидации обнаруженных нарушений;
- консультирует нанимателей и сотрудников по нюансам законов и других актов, регулирующих сферу трудовых взаимоотношений;
- доводит до общественности информацию о выявленных нарушениях законов и других актов, регулирующих сферу трудовых взаимоотношений, разъясняет трудящимся аспекты их прав в данной области;
- каждый год составляет и осуществляет публикацию докладов о соблюдении законов и других актов, регулирующих сферу трудовых взаимоотношений, в положенной форме представляет их Президенту и Правительству;
- контролирует соблюдение требований, помогающих сотрудникам реализовывать их права на получение обеспечения по обязательному соцстрахованию от ЧП на производстве и профзаболеваний, наблюдает за надлежащим порядком назначения и расчёта выплачиваемых нанимателями пособий по временной неработоспособности;
- отправляет в соответствующий орган представления о приостановке действия аттестата организации, занимающейся оценкой условий труда и нарушающей требования профильного законодательства в данной сфере;
- отправляет в госструктуру, ответственную за регулирование трудовых взаимоотношений в РФ, предложение об аннулировании сертификата профильного эксперта по оценке условий труда, из-за допущенных этим специалистом нарушений законов, регулирующих данную сферу;
- отправляет в профильные госструктуры сведения о разнообразных фактах нарушений, не подпадающих под действие законов и других актов, регулирующих сферу трудовых взаимоотношений;
- на базе ежегодно утверждаемой ею программы проводит мероприятия, нацеленные на предотвращение нарушений законов и других актов, регулирующих сферу трудовых взаимоотношений;
- принимает меры для принуждения нанимателя к выплате начисленной, но не выданной в положенный срок зарплаты и/или других подобных средств (в границах трудовых взаимоотношений);
- другие полномочия, прописанные в законах и актах РФ.
Рассмотренная статья содержит 20 пунктов, описывающих ключевые возможности функционирующей на общефедеральном уровне инспекции труда. Нужно подчеркнуть, что данные полномочия могут быть расширены, если об этом говорится в источниках, о которых упоминает статья.
Ключевые вопросы по использованию ст. 356 ТК
О каком порядке расследования производственных ЧП упоминает эта статья?
Этот порядок прописан в нескольких источниках:
- статьи 229-229.2 ТК – они содержат алгоритм проведения упомянутого расследования, принципы сбора надлежащей информации и документов, порядок работы и взаимодействия специалистов, отвечающих за расследование, и пр.;
- Постановление Правительства № 967 от 15.12.00 – оно посвящено принципам расследования и учёта профзаболеваний;
- Постановление Минтруда № 73 от 24.10.02 – в нём изложены нюансы расследования производственных ЧП в различных отраслях экономики и на разных предприятиях.
Также нужно упомянуть и Постановление Минздравсоцразвития № 275 от 15.04.05 – оно содержит типовые формы документов, используемых для фиксации результатов расследований ЧП.
О каких организациях и экспертах, специализирующихся на оценке условий труда, упоминает комментируемая статья?
Эти субъекты, их полномочия и обязанности, как и требования к ним, разобраны в статьях 19 и 20 ФЗ № 426 от 28.12.13. Этот ФЗ является базовым для всех аспектов оценки условий труда в РФ.
О каком принуждении нанимателя к выплате зарплат упоминает эта статья?
Данный порядок детально прописан в ст. 360.1 ТК. Дополнительные аспекты принуждения работодателя разобраны в п. 1.2 ст. 13 ФЗ № 229 от 02.10.07 и ч. 4 ст. 360.4 ТК.
О каких источниках, дающих дополнительные полномочия, упоминается в заключении комментируемой статьи?
Их примером является Приказ Роструда № 234 от 23.08.19. Он возлагает на Роструд и его региональные структуры обязанность контролировать получение сотрудниками выплат от нанимателя, положенных им в ситуациях производственных ЧП, при профзаболеваниях и временной неработоспособности. Также он излагает принципы реализации этих полномочий и границы их применения.