Статья 359 ТК закрепляет автономность государственных инспекторов труда при осуществлении их должностных полномочий. Также она подчёркивает подотчётность этих специалистов исключительно закону.
Структура ст. 359 ТК
Данная статья имеет небольшой объём. В её единственном абзаце указывается, что государственные инспекторы труда при реализации своих прав и выполнении должностных обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой. Подчёркивается, что они независимы от госорганов, должностных лиц и подчиняются только закону.
Рассмотренная статья, несмотря на небольшой объём, закрепляет значимость государственных инспекторов труда. Фактически она устанавливает правовой принцип, обязательный к соблюдению для всех лиц, соприкасающихся с этими специалистами при законной реализации ими своих служебных полномочий.
Основные вопросы по использованию ст. 359 ТК
Какое наказание предусмотрено за нарушение положений данной статьи?
В ст. 18 Конвенции № 81 МОТ от 1947 года (ратифицирована в нашей стране в 1998 году) подчёркнуто, что противодействие госинспекторам труда при реализации ими своих полномочий наказывается по законам конкретной страны.
В РФ для ситуаций, когда какие-то лица предпринимают действия, нацеленные на создание препятствий для госинспекторов труда при выполнении ими своих обязанностей, предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
Административная ответственность наступает за:
- неповиновение госинспектору труда и невыполнение его законных требований;
- невыполнение предписания, выданного госинспектором труда;
- сокрытие нужных данных;
- непринятие мер для устранения предпосылок правонарушения.
Упомянутые нарушения влекут штрафы, временную дисквалификацию и другие меры наказания административного характера. Более подробно они разобраны в статьях 17.7, 19.4-19.7 КоАП.
Уголовная ответственность может наступить за публичное оскорбление госинспектора труда или применение к нему насилия. Эти ситуации более подробно разобраны в статьях 318-319 УК. При насилии в крайних случаях дело может закончиться десятилетним сроком для нападавшего. Оскорбление может повлечь исправительные работы продолжительностью до года. Более лёгкие формы наказаний включают, соответственно, штрафы.
Также нужно упомянуть, что в общем плане про ответственность за противодействие госинспектору труда при выполнении им своей работы упоминает и ст. 363 ТК.
Что подразумевается в комментируемой статье под независимостью госинспекторов труда?
Имеется в виду, что эти специалисты при осуществлении своих служебных полномочий действуют:
- на базе актуальных законов и иных источников, регулирующих сферу трудовых взаимоотношений;
- с помощью материалов проверок и иных объективных источников, закреплённых в документарном виде;
- с учётом своих внутренних профессиональных убеждений.
Также нужно отметить, что ключевые принципы независимости госинспекторов труда сформулированы в ст. 6 вышеупомянутой Конвенции № 81 МОТ. Они предусматривают независимость от воздействия политических и иных агентов, а также стабильность их служебного положения.
Учитывая, что упомянутая Конвенция ратифицирована в РФ, перечисленные в её ст. 6 принципы независимости госинспекторов труда актуальны и с точки зрения комментируемой статьи. Наличие данных принципов является базовой предпосылкой для полноценной реализации этими специалистами своих должностных полномочий.